Безопасность Дорожного движения

О дорожном движении

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 января 2008 г. № 313-З

Принят Палатой представителей 17 декабря 2007 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,  16.01.2008, № 14,

рег. № 2/1410 от 11.01.2008)

Статья 34.
 Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения

В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны:

·  осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин требованиям технических нормативных правовых актов и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении;

·  организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин;

·  проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин, и принимать своевременные меры по их устранению;

·  разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог;

·  соблюдать режим труда и отдыха водителей механических транспортных средств, самоходных машин, установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·  обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь;

·  обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

(Статья 34 - с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 07.01.2011 № 240-З, рег. № 2/1792 от 12.01.2011)

 УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 июня 2010 г. № 286-Ц

С целью повышения эффективности деятельности автомобильного перевозчика в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и укреплении транспортной дисциплины, на основании подпунктов 5.9 и 5.30 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2010 г.

 

 

Министр

И.И.Щербо

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

10 июня 2010 г. № 286-Ц

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ГЛАВА 1
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические рекомендации по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. "О дорожном движении", Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

2. Настоящие Рекомендации определяют основные требования к персоналу, оснащению и транспортным средствам автомобильного перевозчика, обеспечивающие безопасную перевозку пассажиров и грузов.

3. Требования настоящих Рекомендаций обязательны для выполнения всеми автомобильными перевозчиками, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс), и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минтранса (далее - перевозчики).

4. В настоящих Рекомендациях применяются термины и определения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения", Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18 мая 1996 г. № 104, ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".

ГЛАВА 2
 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗЧИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ

5. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки пассажиров (в том числе и перевозки групп детей автобусами) установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.

6. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки грузов установлены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970.

7. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов установлены Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38.

ГЛАВА 3
 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

8. Для обеспечения безопасного выполнения перевозок пассажиров и грузов, а также для проведения работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) у перевозчиков создается служба безопасности дорожного движения или назначается на должность, связанную с обеспечением безопасности перевозок пассажиров и грузов, ответственное лицо со специальной подготовкой, которая (который) подчиняется непосредственно руководителю перевозчика.

9. Перевозчик обязан оборудовать класс или кабинет безопасности дорожного движения в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении 1 .

10. Численность работников службы безопасности дорожного движения у перевозчика зависит от количества водителей автомобильных транспортных средств (далее - водителей), объема выполняемой транспортной работы и ее специфики и определяется самим перевозчиком.

В службе безопасности дорожного движения перевозчика рекомендуется иметь одну штатную единицу при количестве водителей не более 50 человек и дополнительно по 1 штатной единице на каждые 100 водителей (при этом возможно совмещение с другими обязанностями).

При организации перевозок пассажиров служба безопасности дорожного движения перевозчика может быть увеличена на 1 штатную единицу.

11. Перевозчик обязан разработать положение о службе безопасности дорожного движения в соответствии с примерным положением, приведенным в приложении 2 , а также должностные инструкции работников данной службы по форме, приведенной в приложении 3 .

12. Службой безопасности дорожного движения перевозчика разрабатываются годовые планы работы по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с приложением 4 , которыми они руководствуются в своей деятельности.

ГЛАВА 4
 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКА

13. Работник службы безопасности дорожного движения перевозчика должен соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в Едином квалификационном справочнике должностей служащих и проходить повышение квалификации один раз в пять лет.

14. Повышение квалификации осуществляется по программе повышения квалификации работников, организующих работу по безопасности дорожного движения, утвержденной приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 194-Ц.

ГЛАВА 5
 ПОРЯДОК УЧЕТА ДТП ПЕРЕВОЗЧИКОМ

15. Порядок учета ДТП перевозчиком осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18 мая 1996 г. № 104 и Регламентом мониторинга транспортных происшествий при осуществлении транспортной деятельности, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2009 г. № 558-Ц.

16. Учету подлежат все ДТП с участием водителей перевозчика независимо от места совершения происшествия, его последствий и вины водителей. Регистрация ДТП осуществляется в журнале по форме, приведенной в приложении 5 , а также в личных карточках водителей по фактам ДТП, допущенным по их вине, путем внесения соответствующих записей работником службы безопасности дорожного движения или лицом, ответственным за обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов.

17. Информация о ДТП, совершенных с участием автомобильных транспортных средств перевозчиков, представляется ими в порядке, установленном Регламентом мониторинга транспортных происшествий при осуществлении транспортной деятельности, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2009 г. № 558-Ц.

ГЛАВА 6
 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОМ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДТП

18. В соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, и Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970, служебное расследование ДТП проводится согласно рекомендациям, приведенным в приложении 6 .

19. Служебное расследование ДТП проводится работниками службы безопасности дорожного движения перевозчика, которые обязаны установить обстоятельства, причины и условия происшествия, а также выработать профилактические меры по недопущению подобных случаев с участием транспортных средств перевозчика.

20. Ответственность за организацию и проведение служебного расследования ДТП возлагается на руководителя перевозчика.

21. Анализ причин ДТП проводится работниками службы безопасности дорожного движения перевозчика ежемесячно в разрезе: категорий и видов ДТП, стажа работы и возраста водителей, времени и места совершения ДТП и по другим показателям, которые необходимо проанализировать для предупреждения ДТП.

ГЛАВА 7
 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

22. Организация и проведение инструктажей водителей по безопасности дорожного движения (далее - инструктажей) осуществляются работниками службы безопасности дорожного движения перевозчика в соответствии с Примерным порядком проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения, приведенным в приложении 7 .

23. Порядок проведения инструктажей, виды инструктажей, а также список лиц, которые должны их проводить, утверждается приказом руководителя перевозчика.

ГЛАВА 8
 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОДИТЕЛЕЙ

24. Занятия по повышению профессионального мастерства водителей организуются руководителем перевозчика.

25. Повышение уровня профессионального мастерства водителей осуществляется в соответствии с Программой повышения профессионального мастерства водителей автомобилей, приведенной в приложении 8 .

26. По результатам повышения профессионального мастерства соответствующей комиссией проводится аттестация водителей.

ГЛАВА 9
 ПОРЯДОК ДОПУСКА ВОДИТЕЛЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

27. Допуск водителей к самостоятельной работе осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 2 декабря 2002 г. № 42.

28. После прохождения водителями стажировки допуск их к самостоятельной работе осуществляется на основании заключений водителя-наставника и комиссии перевозчика. Ответственность за организацию и проведение стажировки возлагается на руководителя перевозчика.

ГЛАВА 10
 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ

29. Повышение квалификации водителей осуществляется по программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств категорий "B", "C", "D" и "E", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2006 г. № 33 "Об утверждении программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами".

30. Контроль за своевременным прохождением водителями повышения квалификации возлагается на службу безопасности дорожного движения перевозчика.

31. Организация и проведение соревнований по профессиональному мастерству водителей осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения соревнований по профессиональному мастерству водителей автомобилей, утвержденной приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15 марта 2010 г. № 153-Ц.

ГЛАВА 11
 ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КЛАССА ВОДИТЕЛЯМ

32. Присвоение класса водителям осуществляется перевозчиком в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с выпуском 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 147, и Общим положением ЕТКС, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34.

ГЛАВА 12
 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ ВОДИТЕЛЯМИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВНЕ ПОСТОЯННОГО МЕСТА СТОЯНКИ (В СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКЕ)

33. Работа водителей может быть организована в служебной командировке без ежедневного возврата на постоянное место стоянки автомобильных транспортных средств, если перевозка пассажиров или грузов осуществляется между объектами, расположенными на удалении 20 и более километров от постоянного места стоянки.

34. Перед направлением автомобильных транспортных средств в служебную командировку перевозчик обязан:

·  проверить (при возможности) соответствие условий работы водителей автомобильных транспортных средств на объектах заказчика требованиям Правил охраны труда на автомобильном транспорте и безопасности дорожного движения на маршрутах работы с привлечением своих работников или работников заказчика (на договорной основе);

·  обеспечить необходимые жилищно-бытовые условия для водителей и обслуживающего персонала, а также условия для технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств, места стоянок автомобильных транспортных средств, их охрану и возможность заправки топливом собственными силами или силами заказчика, предусмотрев данные условия в договоре;

·  организовать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей;

·  обеспечить исправное техническое состояние автомобильных транспортных средств, направляемых в служебную командировку, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и экологической безопасности;

·  проанализировать типы и конструкции, технико-эксплуатационные показатели автомобильных транспортных средств на предмет соответствия их виду перевозок, объему и характеру перевозимого груза;

·  подобрать водителей в соответствии с условиями и видами перевозок, моделями автомобильных транспортных средств, с учетом их квалификации, опыта и стажа работы;

·  приказом руководителя перевозчика назначить руководителя группы, возложить на него обязанности по вопросам охраны труда и безопасности дорожного движения, наделить его соответствующими правами и определить ответственность;

·  установить режим эксплуатации автомобильных транспортных средств, а также обеспечить соответствующий режим труда и отдыха водителей и информировать об этом заказчика;

·  организовать проведение соответствующих инструктажей водителей.

35. Руководитель группы водителей автомобильных транспортных средств при работе в служебной командировке обязан:

·  организовывать работу водителей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, выполнять условия договора автомобильной перевозки;

·  обеспечить контроль за соблюдением водителями автомобильных транспортных средств трудовой и транспортной дисциплины.

36. При работе грузового автомобильного транспортного средства в служебной командировке сроком более суток в составе группы (два и более автомобильные транспортные средства) путевые листы на весь срок работы (как правило, не более чем на 7 суток) получает руководитель группы, который ежедневно выдает путевые листы каждому водителю после сдачи им путевого листа за предыдущий день. Если срок работы автомобильных транспортных средств превышает 7 суток, то руководитель группы сдает заполненные путевые листы перевозчику и получает новые на следующие 7 суток. Порядок учета и отчетности руководителя группы за бланки путевых листов устанавливается перевозчиком.

37. В период нахождения водителей в служебной командировке перевозчик обязан:

·  осуществлять систематический контроль за работой водителей, соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

·  принимать совместно с руководителем заказчика перевозок оперативные меры по устранению причин и условий, способствующих возникновению ДТП;

·  принимать меры по приостановлению или изменению маршрутов перевозок в случаях выявления несоответствия дорожных условий требованиям безопасности дорожного движения или нарушений требований техники безопасности в пунктах погрузки-выгрузки грузов.

ГЛАВА 13
 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ

38. Перевозчики в соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. "О дорожном движении" обязаны организовывать предрейсовые и иные медицинские обследования водителей автомобильных транспортных средств.

39. Порядок контроля за состоянием здоровья водителей перед выездом в рейс, во время рейса и после возвращения из рейса, включающий в себя в обязательном порядке определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе, признаков потребления наркотических, психотропных или токсических веществ и решение вопроса об их допуске по состоянию здоровья к работе, установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 и Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 110.

ГЛАВА 14
 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И КОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА

40. Перевозчики, согласно статье 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. "О дорожном движении", обязаны осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им автомобильных транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов и недопущением их с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении.

41. Требования по содержанию автомобильных транспортных средств в технически исправном состоянии установлены Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, а также СТБ 1641-2006 "Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки" и иными техническими нормативными правовыми актами.