О дорожном движении
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 января 2008 г. № 313-З
Принят Палатой представителей 17 декабря 2007 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2008, № 14,
рег. № 2/1410 от 11.01.2008)
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь в целях охраны жизни и здоровья физических лиц, а также защиты прав, законных интересов и имущества физических и юридических лиц.
Статья 34. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения
В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны:
— осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин требованиям технических нормативных правовых актов и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении;
— организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин;
— проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин, и принимать своевременные меры по их устранению;
— разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог;
— соблюдать режим труда и отдыха водителей механических транспортных средств, самоходных машин, установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь;
— обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования);
— организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более одного года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 июня 2010 г. № 286-Ц
С целью повышения эффективности деятельности автомобильного перевозчика в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и укреплении транспортной дисциплины, на основании подпунктов 5.9 и 5.30 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2010 г.
Министр | И.И.Щербо |
УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 10 июня 2010 г. № 286-Ц |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические рекомендации по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении», Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
2. Настоящие Рекомендации определяют основные требования к персоналу, оснащению и транспортным средствам автомобильного перевозчика, обеспечивающие безопасную перевозку пассажиров и грузов.
3. Требования настоящих Рекомендаций обязательны для выполнения всеми автомобильными перевозчиками, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Минтранс), и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минтранса (далее — перевозчики).
4. В настоящих Рекомендациях применяются термины и определения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18 мая 1996 г. № 104, ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация».
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗЧИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ
5. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки пассажиров (в том числе и перевозки групп детей автобусами) установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
6. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки грузов установлены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970.
7. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов установлены Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
8. Для обеспечения безопасного выполнения перевозок пассажиров и грузов, а также для проведения работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) у перевозчиков создается служба безопасности дорожного движения или назначается на должность, связанную с обеспечением безопасности перевозок пассажиров и грузов, ответственное лицо со специальной подготовкой, которая (который) подчиняется непосредственно руководителю перевозчика.
9. Перевозчик обязан оборудовать класс или кабинет безопасности дорожного движения в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении 1 .
10. Численность работников службы безопасности дорожного движения у перевозчика зависит от количества водителей автомобильных транспортных средств (далее — водителей), объема выполняемой транспортной работы и ее специфики и определяется самим перевозчиком.
В службе безопасности дорожного движения перевозчика рекомендуется иметь одну штатную единицу при количестве водителей не более 50 человек и дополнительно по 1 штатной единице на каждые 100 водителей (при этом возможно совмещение с другими обязанностями).
При организации перевозок пассажиров служба безопасности дорожного движения перевозчика может быть увеличена на 1 штатную единицу.
11. Перевозчик обязан разработать положение о службе безопасности дорожного движения в соответствии с примерным положением, приведенным в приложении 2 , а также должностные инструкции работников данной службы по форме, приведенной в приложении 3 .
12. Службой безопасности дорожного движения перевозчика разрабатываются годовые планы работы по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с приложением 4 , которыми они руководствуются в своей деятельности.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКА
13. Работник службы безопасности дорожного движения перевозчика должен соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в Едином квалификационном справочнике должностей служащих и проходить повышение квалификации один раз в пять лет.
14. Повышение квалификации осуществляется по программе повышения квалификации работников, организующих работу по безопасности дорожного движения, утвержденной приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 194-Ц.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК УЧЕТА ДТП ПЕРЕВОЗЧИКОМ
15. Порядок учета ДТП перевозчиком осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18 мая 1996 г. № 104 и Регламентом мониторинга транспортных происшествий при осуществлении транспортной деятельности, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2009 г. № 558-Ц.
16. Учету подлежат все ДТП с участием водителей перевозчика независимо от места совершения происшествия, его последствий и вины водителей. Регистрация ДТП осуществляется в журнале по форме, приведенной в приложении 5 , а также в личных карточках водителей по фактам ДТП, допущенным по их вине, путем внесения соответствующих записей работником службы безопасности дорожного движения или лицом, ответственным за обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов.
17. Информация о ДТП, совершенных с участием автомобильных транспортных средств перевозчиков, представляется ими в порядке, установленном Регламентом мониторинга транспортных происшествий при осуществлении транспортной деятельности, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2009 г. № 558-Ц.
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОМ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДТП
18. В соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, и Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970, служебное расследование ДТП проводится согласно рекомендациям, приведенным в приложении 6 .
19. Служебное расследование ДТП проводится работниками службы безопасности дорожного движения перевозчика, которые обязаны установить обстоятельства, причины и условия происшествия, а также выработать профилактические меры по недопущению подобных случаев с участием транспортных средств перевозчика.
20. Ответственность за организацию и проведение служебного расследования ДТП возлагается на руководителя перевозчика.
21. Анализ причин ДТП проводится работниками службы безопасности дорожного движения перевозчика ежемесячно в разрезе: категорий и видов ДТП, стажа работы и возраста водителей, времени и места совершения ДТП и по другим показателям, которые необходимо проанализировать для предупреждения ДТП.
ГЛАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
22. Организация и проведение инструктажей водителей по безопасности дорожного движения (далее — инструктажей) осуществляются работниками службы безопасности дорожного движения перевозчика в соответствии с Примерным порядком проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения, приведенным в приложении 7 .
23. Порядок проведения инструктажей, виды инструктажей, а также список лиц, которые должны их проводить, утверждается приказом руководителя перевозчика.
ГЛАВА 8
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОДИТЕЛЕЙ
24. Занятия по повышению профессионального мастерства водителей организуются руководителем перевозчика.
25. Повышение уровня профессионального мастерства водителей осуществляется в соответствии с Программой повышения профессионального мастерства водителей автомобилей, приведенной в приложении 8 .
26. По результатам повышения профессионального мастерства соответствующей комиссией проводится аттестация водителей.
ГЛАВА 9
ПОРЯДОК ДОПУСКА ВОДИТЕЛЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
27. Допуск водителей к самостоятельной работе осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 2 декабря 2002 г. № 42.
28. После прохождения водителями стажировки допуск их к самостоятельной работе осуществляется на основании заключений водителя-наставника и комиссии перевозчика. Ответственность за организацию и проведение стажировки возлагается на руководителя перевозчика.
ГЛАВА 10
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ
29. Повышение квалификации водителей осуществляется по программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств категорий «B», «C», «D» и «E», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2006 г. № 33 «Об утверждении программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами».
30. Контроль за своевременным прохождением водителями повышения квалификации возлагается на службу безопасности дорожного движения перевозчика.
31. Организация и проведение соревнований по профессиональному мастерству водителей осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения соревнований по профессиональному мастерству водителей автомобилей, утвержденной приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15 марта 2010 г. № 153-Ц.
ГЛАВА 11
ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КЛАССА ВОДИТЕЛЯМ
32. Присвоение класса водителям осуществляется перевозчиком в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с выпуском 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 147, и Общим положением ЕТКС, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34.
ГЛАВА 12
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ ВОДИТЕЛЯМИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВНЕ ПОСТОЯННОГО МЕСТА СТОЯНКИ (В СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКЕ)
33. Работа водителей может быть организована в служебной командировке без ежедневного возврата на постоянное место стоянки автомобильных транспортных средств, если перевозка пассажиров или грузов осуществляется между объектами, расположенными на удалении 20 и более километров от постоянного места стоянки.
34. Перед направлением автомобильных транспортных средств в служебную командировку перевозчик обязан:
· проверить (при возможности) соответствие условий работы водителей автомобильных транспортных средств на объектах заказчика требованиям Правил охраны труда на автомобильном транспорте и безопасности дорожного движения на маршрутах работы с привлечением своих работников или работников заказчика (на договорной основе);
· обеспечить необходимые жилищно-бытовые условия для водителей и обслуживающего персонала, а также условия для технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств, места стоянок автомобильных транспортных средств, их охрану и возможность заправки топливом собственными силами или силами заказчика, предусмотрев данные условия в договоре;
· организовать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей;
· обеспечить исправное техническое состояние автомобильных транспортных средств, направляемых в служебную командировку, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и экологической безопасности;
· проанализировать типы и конструкции, технико-эксплуатационные показатели автомобильных транспортных средств на предмет соответствия их виду перевозок, объему и характеру перевозимого груза;
· подобрать водителей в соответствии с условиями и видами перевозок, моделями автомобильных транспортных средств, с учетом их квалификации, опыта и стажа работы;
· приказом руководителя перевозчика назначить руководителя группы, возложить на него обязанности по вопросам охраны труда и безопасности дорожного движения, наделить его соответствующими правами и определить ответственность;
· установить режим эксплуатации автомобильных транспортных средств, а также обеспечить соответствующий режим труда и отдыха водителей и информировать об этом заказчика;
· организовать проведение соответствующих инструктажей водителей.
35. Руководитель группы водителей автомобильных транспортных средств при работе в служебной командировке обязан:
· организовывать работу водителей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, выполнять условия договора автомобильной перевозки;
· обеспечить контроль за соблюдением водителями автомобильных транспортных средств трудовой и транспортной дисциплины.
36. При работе грузового автомобильного транспортного средства в служебной командировке сроком более суток в составе группы (два и более автомобильные транспортные средства) путевые листы на весь срок работы (как правило, не более чем на 7 суток) получает руководитель группы, который ежедневно выдает путевые листы каждому водителю после сдачи им путевого листа за предыдущий день. Если срок работы автомобильных транспортных средств превышает 7 суток, то руководитель группы сдает заполненные путевые листы перевозчику и получает новые на следующие 7 суток. Порядок учета и отчетности руководителя группы за бланки путевых листов устанавливается перевозчиком.
37. В период нахождения водителей в служебной командировке перевозчик обязан:
· осуществлять систематический контроль за работой водителей, соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
· принимать совместно с руководителем заказчика перевозок оперативные меры по устранению причин и условий, способствующих возникновению ДТП;
· принимать меры по приостановлению или изменению маршрутов перевозок в случаях выявления несоответствия дорожных условий требованиям безопасности дорожного движения или нарушений требований техники безопасности в пунктах погрузки-выгрузки грузов.
ГЛАВА 13
ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ
38. Перевозчики в соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении» обязаны организовывать предрейсовые и иные медицинские обследования водителей автомобильных транспортных средств.
39. Порядок контроля за состоянием здоровья водителей перед выездом в рейс, во время рейса и после возвращения из рейса, включающий в себя в обязательном порядке определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе, признаков потребления наркотических, психотропных или токсических веществ и решение вопроса об их допуске по состоянию здоровья к работе, установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 и Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 110.
ГЛАВА 14
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И КОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА
40. Перевозчики, согласно статье 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении», обязаны осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им автомобильных транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов и недопущением их с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении.
41. Требования по содержанию автомобильных транспортных средств в технически исправном состоянии установлены Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, а также СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки» и иными техническими нормативными правовыми актами.