ЗиУ-682
ЗиУ-682(также ЗиУ-9) — советский и российский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Аббревиатура ЗиУ происходит от полного названия завода-изготовителя (Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусный Завод имени Урицкого), расположенного в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время ЗАО «Тролза»). Эта модель троллейбуса находилась в серийном производстве с 1972 года по 2015 год, пережив несколько модернизаций.
Большой объём выпуска ЗиУ-9 позволил ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе, начиная с конца 1970-х годов. Всего было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9 — самая массовая модель троллейбуса в мире.
Г.Гродно
В 1990 году, парк УГП «Гродненское троллейбусное управление» пополнил троллейбус модели ЗиУ-682В, ему был присвоен инвентарный №187, в 2013 году троллейбус №187 прошел капитальный ремонт кузова, после чего и стал «Ретро» троллейбусом.
На окнах «Ретро» троллейбуса размещены старые фотографии города.
В салоне находится плакат, на котором изображены примеры проездных билетов города Гродно. На борту красуется надпись «Падарожжа ў мiнулае па маршруце „Рэтра“».
За более чем 30-ть лет службы, «Ретро» троллейбус прошел по маршрутам города Гродно 1 170 000 км, этого бы хватило, чтобы обогнуть земной шар по экватору 29 раз, было перевезено 3 900 000 пассажиров.
Технические характеристики | |
Пассажировместимость, человек | 125 |
Количество мест для сиденья | 30 |
Количество дверей для пассажиров | 3 |
Мощность тягового двигателя, кВт | 110 |
Система управления тяговым двигателем | реостатно-контакторная |
АКСМ 321
Троллейбус модели АКСМ 321 – нормальной вместимости, однозвеньевой, трехдверный, с транзисторной системой управления тяговым двигателем.
АКСММ 321 — первый крупносерийный низкопольный троллейбус на постсоветском пространстве, сейчас используются во всех городах республики с троллейбусным движением. 321-е также эксплуатируются в Белграде, Санкт-Петербурге, Москве, Симферополе и других городах.
Конструктивные особенности:
— низкий уровень пола по всей длине салона (отсутствие ступенек при входе);
— транзисторный тяговый привод, позволяющий экономить до 30% потребления электроэнергии (с учетом рекуперации) по сравнению с реостатно-контакторной системой правления;
— обеспечение доступа для пассажиров с ограниченной мобильностью и пользователей инвалидных колясок;
— установка электрооборудования на крыше в герметичных отсеках, исключающая воздействие и накапливание атмосферных осадков, влияющих на электробезопасность и надёжность работы.
Технические характеристики |
|
Пассажировместимость, человек | 101 |
Количество мест для сиденья | 26 |
Максимальная техническая масса, кг | 18000 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 60 |
Тип двигателя | Асинхронный |
Мощность тягового электродвигателя, кВт | 180 |
АКСМ32100D
Троллейбус модели 32100D — нормальной вместимости, однозвенный, трехдверный, с транзисторной системой управления тяговым электродвигателем переменного тока, оборудован системой увеличенного автономного хода до 15 км на литий-титанатных накопителях, позволяющей обеспечить прохождение значительных расстояний без использования контактной сети.
Данная опция позволяет оперативно организовать транспортное сообщение с новыми районами города, еще не оборудованными троллейбусной инфраструктурой.
При необходимости, троллейбус может беспрепятственно объехать препятствие на маршруте следования или пересечь железнодорожный переезд.
Конструктивные особенности:
— низкий уровень пола по всей длине салона (отсутствие ступенек при входе);
— транзисторный тяговый привод, позволяющий экономить до 30% потребления электроэнергии (с учетом рекуперации) по сравнению с реостатно-контакторной системой управления;
— обеспечение доступа для пассажиров с ограниченной мобильностью и пользователей инвалидных колясок;
— установка электрооборудования на крыше в герметичных отсеках, исключающая воздействие и накапливание атмосферных осадков, влияющих на электробезопасность и надёжность работы.
— система автоматической постановки токоприемников на контактную сеть и их снятие с последующей фиксацией под лирами.
Технические характеристики |
|
Пассажировместимость, человек | 90 |
Количество мест для сиденья | 22 |
Масса снаряженного троллейбуса, кг | 11900 |
Максимальная техническая масса, кг | 18000 |
Мощность тягового электродвигателя, кВт | 150 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 60 |
МАЗ203Т21
МАЗ203Т21 первый троллейбус с увеличенным автономным ходом производства ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющая компания «БЕЛАВТОМАЗ».
Конструктивные особенности:
– Система автономного хода состоит из двух литий-титанатных батарейных модулей:
– Система терморегулирования батарейных модулей автономного хода состоит из блоков подогрева и охлаждения;
– Тяговый двигатель асинхронный трехфазный;
– В кабине водителя установлен сенсорный LCD дисплей выводящий информацию о текущем состоянии подвижного состава (скорость движения, давление в контурах пневмосистемы, уровень заряда накопителей и т.д.);
– Передняя подвеска зависимая, пневматическая, двухбаллонная, с двумя телескопическими амортизаторами и одним регулятором положения кузова;
– Задняя подвеска зависимая, пневматическая, четырехбаллонная, с четырьмя телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова;
– В качестве дополнительного оборудования установлено устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС).
Технические характеристики |
|
Пассажировместимость, человек | 83 |
Количество мест для сиденья | 32 |
Масса снаряженного троллейбуса, кг | 12350 |
Максимальная техническая масса, кг | 18000 |
Мощность тягового электродвигателя, кВт | 150 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 60 |
Главной задачей городского электротранспорта является качественное и своевременное удовлетворение спроса населения в пассажирских перевозках при возможно минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов.
Дата открытия: |
5 ноября 1974 года |
Количество городских маршрутов: |
21 |
Общая протяженность маршрутной сети: |
495,7 км |
Протяженность контактной сети: |
95,99 км |
Количество троллейбусных парков: |
1 |
Общее количество троллейбусов: |
125 |
Из них осуществляют пассажирские перевозки: |
124 |
По моделям: ЗиУ 682 АКСМ 201 01 АКСМ 321 АКСМ 321 02 АКСМ 203Т МАЗ 203Т 21 АКСМ 32100D Белкоммунмаш 321 |
1 42 43 11 1 10 8 8 |
По состоянию на 2022 год, в Гродно 21 троллейбусный маршрут. Общая протяжённость маршрутной сети составляет 495,7 километров — это третья по величине троллейбусная система в Беларуси после минской и гомельской.
Перевозится в среднем около 80 миллионов пассажиров в год. Троллейбусное депо на 100 машин находится на проспекте Космонавтов, 66. График движения троллейбусов контролируется при помощи спутников системы навигации.
Уникальные троллейбусы
В городе имеются несколько уникальных троллейбусов:
№02 — АКСМ-203Т, положивший начало выпуску троллейбусов марки МАЗ-ЭТОН-Т203. Был выпущен с пустым отсеком для двигателя в салоне.
№16 — АКСМ-32100С, уникальный для республики Беларусь.
№27 — Самый последний выпущенный АКСМ-20101, зав. номер 372.
№33 — АКСМ-20101 кафе. На колесах имеются колпаки, внутри есть столики, сам троллейбус ярко и оригинально окрашен как снаружи, так и внутри. Троллейбус не участвует в регулярных пассажирских перевозках.
№187 — Ретро-троллейбус модели ЗиУ-682В-012 (В0А), окрашенный по старой схеме 70-х. На форточках расклеены старые фотографии города и других троллейбусов. На боку написано «Падарожжа у мiнулае на маршруце «Рэтра»» (Путешествие в прошлое на маршруте «Ретро»). Сзади имеется информация о непосредственно данном транспортном средстве.
№160 — 164 — АКСМ 32100D первые в Республике Беларусь троллейбусы с автономным ходом полностью на электрической тяге.
Также ранее в городе действовали другие уникальные троллейбусы:
№07 — АКСМ-201, имеющий заводской номер 1 (1996 года постройки). Списан в январе 2018.
№№51, 52 — МАЗ-103Т, уникальные для города. Списаны в апреле и августе 2013 соответственно.
№43 — АКСМ-32102, имеющий заводской номер 1. Списан в октябре 2013
№56 — АКСМ-201А7, один из двух видоизмененных троллейбусов этой серии (с иными дверьми и вклеенными стеклами). Списан в октябре 2015 года.
№№67-69 — Единственные в городе и РБ ЗиУ-682Г-016 (модификаций .02 и (017)). Списаны в сентябре 2017.
№211 — Троллейбус-тир модели ЗиУ-682Г (Г00). Окрашен по специальной схеме. Сзади зашиты два окна (заднее и боковое), также отсутствуют средняя и задняя двери, имеется лишь передняя. В данном троллейбусе за некоторую плату можно поупражняться в меткости стрельбы, действуют скидки для школьников.Списан в 2019.
№№215, 218 — ЗиУ-682Г. Списаны в декабре и апреле 2013 соответственно.
№249 — ЗиУ-683В01, 4-й ЗиУ-683 во всей республике. В 2004 модернизирован, убран прицеп, троллейбус переделан в АКСМ-101М. Списан в июне 2011.